Меню

Икона дня:

23 ноября 2024

27 августа 2018, 16:03

Успение Пресвятой Богородицы: «Радуйтесь! Ибо Я с вами во все дни»

Фонд содействия строительству Патриаршего подворья Храма святителя Николая Мирликийского Чудотворца поздравляет на Лодочной поздравляет всех Вас, благодетелей, оказывающих помощь в строительстве, соработников, принимающих участие в строительстве, и всех православных христиан с праздником Успения Пресвятой Богородицы! И желает радости и любви, заступления и покрова Царицы небесной!

 

Полное название праздника — Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Это один из двунадесятых православных праздников. Двунадесятые праздники догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Успение — Богородичный праздник.

Праздник, который отмечается в Русской Православной Церкви 28 августа по новому стилю (15 августа по старому стилю), установлен в память о смерти Божией Матери. К нему христиан ведет двухнедельный Успенский пост, по строгости сравнимый с Великим постом. Успение – последний двунадесятый праздник православного церковного года (заканчивающегося 13 сентября по новому стилю).

«Успение» в переводе с церковнославянского значит «погружение в сон», «мирная кончина, подобная сну», «погребение».

Почему же именно день Успения (то есть, как сказали бы светские люди, день смерти) Пресвятой Богородицы почитается в Церкви как столь значимый праздник?

Если мы посмотрим на жизнь Пресвятой Богородицы, то увидим, что с самого Благовещения, когда она узнала о своей великой миссии, Дева Мария понимала, что её жизнь — это крестный путь, и ей нужно будет много пострадать на нем.

Как мать, которая понимает, что она рожает ребенка на заклание, она испытывала большие страдания. И каждый день, видя Младенца, видя, как Он растет, она переживала все те эмоции, которые может в это время переживать мать. Однако она сразу приняла свою судьбу. Ангелу, возвестившему ей о рождении Христа она отвечает: «Се раба Господня, да буди мне по глаголу Твоему…».

Может быть, слава Божией Матери должна была Ее коснуться и открыться через непосредственное указание Ее Сына, как обыкновенно и бывает, когда мы хотим прославить своих близких?

Но мы видим, что, напротив, Сам Христос Спаситель сокрывает славу Божией Матери. Когда к Нему пришли люди и сказали: «Вот Матерь Твоя и братья хотят Тебя видеть», то Он говорит, как бы не замечая этого вопроса: «Кто Моя Матерь? Тот, кто слушает Слово Божие!» (ср. Мф. 12, 33 – 35).

А мы знаем, что не было на земле человека, более исполнившего волю Божию, более послушавшего Христа, Сына Божия, чем Его Пречистая Матерь.

Мы видим, что Пресвятая Богородица является рядом со Своим Сыном не тогда, когда Он находится в некоторой славе, как это было недолгое время, например, при Входе в Иерусалим. Не тогда, когда, совершив чудеса, Он принимает благодарение от людей. Но Она преимущественно находится рядом с Ним тогда, когда Сам Он пребывает в уничижении. Она стоит у Креста Его: у Креста всей Его проповеди и Креста Его Распятия. Тогда, когда и народ, и ближайшие ученики, и все удалились от Него.

Вот Воскресший Ее Божественный Сын, и слава Воскресения начинает распространяться по всему миру. Но в Евангелии мы не находим ни одного слова о том, когда же Божия Матерь узнала о Воскресении. И Церковное Предание в своих священных песнопениях говорит нам о том, что первым к Ней явился Ангел для того, чтобы сказать о Воскресении Ее Сына.
Даже Священное Писание покрывает смирением то, что слагала в Своем сердце Пресвятая Богородица!

Наконец, апостолы пошли с проповедью по всему миру. И Божия Матерь, как говорит нам Предание Церковное, была душою апостольской общины. Именно Она рассказала апостолам о том, как проходило детство Спасителя, именно Она рассказала апостолам о Благовещении. Именно Она рассказала апостолам о многом из того, чего они не могли знать. Ибо они узнали Христа, когда он уже вышел на проповедь.

Но вот, Деяния Апостолов описывают нам то, какое место занимала Пресвятая Богородица в апостольской общине. Нам говорится, что после Вознесения апостолы вместе с другими учениками (и они перечисляются по именам) находились в Иерусалиме, ожидая сошествия Святого Духа. Они пребывали в страхе, а поскольку они боялись, то и ожидали этого сошествия все вместе, будучи единодушны.

И вот, перечислив всех двенадцать апостолов, евангелист Лука добавляет, что с ними «были так же и некоторые жены». А в том числе и «Матерь Иисуса, Мария» (ср. Деян. 1, 14). Вот это поставление евангелистом Лукою Пресвятой Богородицы на последнее место в первой общине христиан действительно показывает, что, несмотря на то, что Божия Матерь пользовалась почетом, благоговением и уважением всех христиан, начиная с самых первых, а также и у апостолов, – Она занимала место обычной женщины, которая не имеет никакого права голоса при решении церковных вопросов.

К Ней обращались как к Божией Матери, но Сама Она занимала место самое последнее – ниже всех апостолов.

Хотя можно сказать, что Она первая среди апостолов является проповедницей Воскресения Христова.

И вот, только когда приходит смертный час (а надлежало Божией Матери смириться и так, чтобы пройти, как и всем нам, чрез врата смерти), то Та, Которая едва упоминается в проповеди апостольской, – Та получает необычайную славу!

Апостолы слетаются к Ней на Ангельских Силах для того, чтобы почтить Ее Успение, Ее отшествие к Богу. Преподав каждому из них наставление, Она рассказала о том, как вновь Ей явился Архангел Гавриил и предупредил о скором Ее соединении с Богом.

И далее Церковное Предание рассказывает нам, что смерть Пресвятой Богородицы была необычайна: Она тихо уснула, безболезненно. И не Ангелы, как у обыкновенного человека, приняли Ее душу, но Сам Господь Иисус Христос явился для того, чтобы принять душу Своей Матери в Небесные Селения.

Вот здесь-то и открывается слава Пресвятой Богородицы!

Когда одр Её несли к погребению, то некий иудейский первосвященник Анания, желая осквернить погребение Пресвятой Богородицы, простер свои руки для того, чтобы опрокинуть гроб. Но Ангел Господень мечом отсек ему руки. И видя это чудо, он уверовал и присоединился к апостолам.

После погребения Пресвятой Богородицы апостолы находились вместе. По Промыслу Божию, во время погребения с ними не было апостола Фомы. И вот, для того, чтобы уверить и апостола Фому, чтобы и ему дать насладиться зрением лика усопшей Пресвятой Богородицы, апостолы повели его к пещере, где была погребена Пресвятая Богородица.

Когда они открыли пещеру, то обнаружили, что пещера не содержит Ее тела.

И действительно, из церковной истории мы знаем, сколько мощей святых угодников Божиих находятся по всему миру! Здесь и пустынники, и епископы, и юродивые, и праведные.

И вот, Церковь имеет частицы одежды Пресвятой Богородицы, имеет остатки пояса, которым Она некогда препоясывалась. Но никогда нигде мы не слышали, чтобы Церковь имела бы частицы Ее праведного тела.

Это потому, что тело Ее было вознесено на Небо и принято Самим Христом Спасителем. Вот это вознесение открыло Ее славу: Она пришла к Богу ранее Страшного Суда, и потому Она ходатайствует о нас, как Всесильная Матерь рода христианского.

В Церковном Предании повествуется, что, когда апостолы сидели и трапезовали, они обыкновенно оставляли одну часть хлеба в память о том, что с ними как бы невидимо трапезует Сам Учитель Господь Иисус Христос. И когда они вознесли эту часть хлеба в память Своего Учителя, то внезапно на Небе явилась им Пресвятая Богородица, которая вознеслась ранее во Успении Своем, и произнесла слова, некогда сказанные Ее Сыном, Господом Иисусом Христом: «Радуйтесь! Я с вами во все дни, до скончания века!» На эти слова апостолы ответили восклицанием: «Пресвятая Богородица, помогай нам!» Тем самым восклицанием, которым мы, начиная с первого века, обращаемся к Ней.

Вот с тех пор, когда слава Богородицы распространилась на Небе, когда Она была прославлена на Небе, тогда Господь благоволил распространиться Ее славе и на земле.

И здесь Евангельский закон стал действовать противоположно закону мирскому: чем далее мы находимся от времени Успения Пресвятой Богородицы, тем более мир прославляет Её и благоговеет пред Нею. Тем более мир чувствует Её предстательство. Тем более мир чувствует Её живое соприкосновение со всею Церковью.

Как сказал Святитель Григорий Палама, «Сия же – Пречистая Дева и превознеслась над всеми и всем: Она единая, ставши между Богом и родом человеческим, сотворила Бога Сыном человека, а людей соделала сынами Божиими; Она соделала землю Небом и обоготворила род человеческий; Она единая из всех превыше всякаго естества явилась Матерью Бога по естеству, а чрез несказанное рождение стала царицей всякой сущей в мире и премирной твари, и, возвышаясь таким образом над подчиненными Ей чрез Нее Самое, и, делаясь Сама причастницей высшего избрания чрез Божественного Духа, Она является высочайшей из превознесенных и блаженнейшей царицей блаженного рода».

Поэтому в Успении, как и во всей Своей жизни, Пресвятая Богородица дает нам великий христианский урок о том, чтобы никто из нас не заботился, а, наоборот, скрывал бы свою славу, пока он живет на земле.

И Господь, если это необходимо, откроет славу праведника на земле тогда, когда тот перейдет к Нему в Небесные Обители. Так Пресвятая Богородица назидает и охраняет нас Своим Успением.

Мы же в этот Праздник с чистым сердцем обратимся к Ней с тем же восклицанием, с каким некогда обратились к Ней апостолы: «Пресвятая Богородица, помогай нам!»


Назад